Виртуальный выставочный проект "КВЖД. История одной дороги (1897-1917 гг.)."

Виртуальный выставочный проект "КВЖД. История одной дороги (1897-1917 гг.)."

Китайско-Восточная железная дорога (КВЖД) имела важное экономическое, политическое и военно-стратегическое значение для развития России в Дальневосточном регионе. Она была построена в 1897-1903 гг. акционерным обществом КВЖД, учреждённым Русско-Китайским банком.

Возникновение идеи о постройке КВЖД связано с сооружением "Великого Сибирского пути". Проект контр-адмирала Н.В. Копытова "О выгоднейшем направлении магистральной и непрерывной всероссийской великой восточной железной дороги" был принят к разработке Императорским русским техническим обществом в конце 1887 г. Существовало два варианта сооружения этого железнодорожного направления: один – по северному берегу р. Амура до г. Хабаровска, другой – от г. Читы на г. Владивосток через Маньчжурию. Инициатором избрания второго пути выступило Министерство путей сообщения Российской империи во главе с С.Ю. Витте в 1895 г.

22 мая 1896 г. в Москве был заключен договор между Россией и Китаем о строительстве КВЖД. "Московский договор" с российской стороны подписал министр финансов С.Ю. Витте, с китайской – министр иностранных дел Китая Ли Хун Чжан.

Изыскания и строительство КВЖД велись в практически экстремальных условиях: труднопроходимые горы, леса и пустыни, эпидемия чумы (1899 г.) и холеры (1902 г.), восстание ихэтуаней ("боксерское восстание") в 1900 году.

На момент открытия КВЖД, 1 июня 1903 г., в эксплуатации находилось 367 паровозов, 2696 товарных и 903 пассажирских вагона. Управляющим дорогой был назначен Д.Л. Хорват.

Строительство КВЖД стало важным этапом взаимоотношений между Китаем и Россией и привело к возникновению в Маньчжурии крупной российской колонии из служащих дороги и членов их семей.

Главным опорным пунктом России в Северной Маньчжурии был г. Харбин – административный центр полосы отчуждения КВЖД.

В декабре 1917 г. народные комиссары закрыли Русско-Азиатский банк и Правление общества КВЖД в Петрограде. В Харбине к этому времени появились советы рабочих и солдатских депутатов, которые приняли резолюцию о немедленном захвате власти и об отстранении главы гражданской и железнодорожной администрации генерала Д.Л. Хорвата. Однако намеченный на 13 декабря план установления советской власти в Харбине вооруженной силой не удался. Безуспешными оказались и другие попытки советизации КВЖД тех лет. Харбинцы в большинстве своем советскую власть так и не приняли…


Виртуальный выставочный проект "КВЖД. История одной дороги (1897-1917 гг.)."

Выставки