Размер:
AAA
Цвет: CCC
Изображения Вкл.Выкл.
Обычная версия сайта

"Печатные и архивные источники государственного архива Хабаровского края в изучении изобразительного искусства двадцатых годов ХХ века", Л.В. Салеева

2006

Становление и развитие изобразительного искусства на Дальнем Востоке в 1920-30-х гг. до сих пор вызывает интерес исследователей. В то же время изучение темы осложняет отсутствие достаточного количества документов в государственном архиве Хабаровского края. В архиве имеется лишь небольшой комплекс газет и журналов периода 20-х годов ХХ века, а также неопубликованные статьи, сосредоточенные в фонде Р-537 «Редакции Дальневосточной краевой энциклопедии». Этот фонд создан из материалов, собранных в процессе подготовки Дальневосточной энциклопедии, которую предполагалось издать в г. Хабаровске.                    

Работа по подготовке энциклопедии была начата акционерным обществом «Книжное дело» с ноября 1927 года. Состав совета и постоянной редколлегии был утвержден на заседании президиума Далькрайисполкома 25 января 1929 года. На редакцию была возложена задача по созданию авторского коллектива и сбору материалов. Благодаря деятельности редакции были собраны статьи по различной тематике.         

Кроме статей о художниках и скульпторах Дальнего Востока внимание заслуживает статья Георгия Виссарионовича Гусака «Изобразительное искусство Дальневосточного края»1. Историографический анализ статьи дан в монографии профессора В.И. Кандыбы «История становления и развития художественной жизни Дальнего Востока (1858–1938гг.)». Искусствовед от-носит эту статью к источникам изучения темы и пишет о ней, как о рукописи, содержащей конспективный перечень имен и событий, происходивших в изобразительном искусстве на Дальнем Востоке. И как недостаток отмечает отсутствие ссылок на источник приводимых фактов и событий.            

Хабаровский художник, сотрудник Дальневосточного художественного музея Г.В. Гусак собрал для своей статьи большой материал, и попытался дать максимум информации и «сжатую характеристику искусства Дальнего Востока», начиная с начала ХХ века до 1931 года. В ней есть сведения о дальневосточных художниках: А.А. Александрове, П.М. Любарском, М.Н. Аветове, Д. Бурлюке, П. И.Пальмове и др. Многие факты, приводимые Г.В. Гусаком в статье, повторяются в газетных и журнальных публикациях 1920 годов.        

Семь уникальных номеров журнала «Творчество» за 1920-1921 годы (из восьми, увидевших свет) хранятся в госархиве Хабаровского края. Журнал начал издаваться с июня 1920 года во Владивостоке, где вышло шесть его номеров, затем в Чите. Возглавлял журнал редакционный коллектив в составе Н. Насимовича, Н.Чужака, Н. Асеева, С. Третьякова и др.

Издателям хотелось рассказать читателям о поэтах и художниках «из центра», о культурной жизни в столице, а также о событиях, происходивших на далекой окраине России.

Время было лихое, события развивались стремительно, и эта динамика революционных потрясений отразилась на страницах журнала «Творчество».                

В журнале опубликовано несколько статей о художниках: П. Любарском, В. Пальмове, С. Лукашеве и скульпторе И. Жукове. На страницах и обложке представлены репродукции работ Гавриила Комарова, Михаила Аветова, В. Арсова, Давида Бурлюка.           

Как и всю Россию, наш край не обошли новые веяния, течения в искусстве, столь характерные для революционного времени – футуризм, символизм, имажинизм.                   

Молодому художнику–футуристу Павлу Васильевичу Любарскому посвящена статья Некрасова «Красота в искажении», напечатанная в журнале за август 1920 года. В качестве эпиграфа к творчеству художника стали слова автора статьи: «проникайте за грани реального, в искаженьях своя красота», в которой он называет Любарского «певцом такой красоты».

Он пишет о нем как о художнике, который «ищет раскрытия каких-то нездешних тайн, и смысл видит в «изуродованности», расколотости реальных форм», музыкантом, «живописцем до мозга костей», принимающим реальное только таким, каким оно ему нравится и каким должно быть по его мнению.                     

В 1920-е годы многие художники для создания своих работ использовали линолеум. Этот материал давал возможность «компоновать свободно, грубо, крупными поверхностями, резкими, бьющими штрихами». Исследователи могут познакомиться с работами Любарского из серии «Офорт на линолеуме», представленных в журнале «Творчество».

Наряду с основоположниками авангардного искусства, автор статьи «Новое искусство», напечатанной в первом номере журнала «Творчество» за 1920 год, относит художника Виктора Пальмова.                 

Виктор Никандрович Пальмов (1888–1929гг.), уроженец Самары, волею судьбы оказавшийся на Дальнем Востоке, еще с детства проявлял большую любовь к живописи. Поступил в Пензенское художественное училище, затем окончил училище живописи, ваяния и зодчества в Москве, с успехом окончил курс по мастерской известного импрессиониста К.А. Коровина, и в 1915 году за картину «Портрет друга» получил звание художника.                           

По мнению автора статьи в своих работах художник «стремится окончательно порвать с навязанными школой формами, как устаревшими и трафаретными». В журналах «Творчество» напечатаны рисунки В. Пальмова «Возвращение с работы», «Скорбь» и «Смех» как характерные для его творчества.                      

Художники двадцатых годов ХХ века отличались большой творческой активностью: они участвовали в различных выставках, организовывали творческие объединения, печатали свои работы в сборниках, расписывали агитпоезда. Революционным колоритом наполнена статья «Художественная выставка красного поезда», опубликованная в газете «Дальневосточная рес-публика» 22 января 1921года.                             

История Красного поезда имени Троцкого еще до конца не изучена исследователями. Известно о нем немного: организованный в августе 1918 года как «походный аппарат военкома», поезд к концу гражданской войны стал самостоятельной воинской единицей и за годы войны совершил 36 рейсов. Поезд прибывал тогда и именно туда, где требовалась помощь и поддержка, он связывал тыл и фронт. Поезд Троцкого имел свои боевые традиции, а также занимался агитационно–пропагандистской деятельностью, в частности организовывал выставки художников.                            

Цель выставок заключалось в том, чтобы «дать основные понятия о живописи тем «трудовым массам, которые до сих пор, (а на Дальнем Востоке в особенности), – не имели о ней никакого понятия». Курсируя по Дальнему Востоку, устроители выставки стремились найти в отдаленных районах края талантливых художников.                     

С этой целью во всех местах стоянок Красного поезда дети, в основном учащихся сельских и городских школ, и взрослые любители рисования, могли представить начальнику поезда свои рисунки. Те художники, которые, по мнению устроителей выставки, заслуживали внимания, получали бесплатно «принадлежности для рисования».

Во время пребывания этого исторического эшелона на Дальнем Востоке, организаторам выставки удалось собрать произведения многих известных художников Дальневосточного края. Всего было представлено свыше 90 полотен, позволяющих составить представление о каждом авторе: о манере его письма и направлении творчества.                       

На художественной выставке Красного поезда экспонировались картины известных дальневосточных художников и любителей, представлявших различные направления живописи: импрессионистов, экспрессионистов, символистов, футуристов, кубистов, шаржистов и др.             

Все произведения художники представили для выставки бесплатно и выражали готовность и дальше участвовать в выставках.                 

На выставке Красного поезда были представлены работы художников А.А. Александрова, В.Е. Панова, П.И. Львова, П.М. Любарского и др. художников из городов Хабаровска, Владивостока, Благовещенска, Нерчинска и др.                                

Одно из почетных мест по количеству предоставленных в распоряжение Краснопоезда полотен занимал художник Александр Алексеевич Александров – академик, реалист, преподаватель графических искусств Благовещенских средних учебных заведений. Из 300 его произведений на выставке было представлено 10. Манера его письма – светлые, но яркие тона и «полный реализм до мелочей». Все картины были написаны масляными красками, кроме картины на тему рассказа Л.Н. Толстого «Много ли человеку земли нужно».                  

Художник Александров, по окончании Петроградской Академии художеств в 1913 году, был направлен в командировку в Италию и его картина «Уголок Рима» из серии «Итальянские этюды » была представлена на этой выставке.

Восемь полотен, в основном этюды, представил на выставку молодой художник Володкевич (имя, отчество не установлено). Он учился в Киевском художественном училище, был учителем рисования в Благовещенских учебных заведениях и подавал большие надежды как незаурядный художник, экспрессионист и символист.             

Его картина «Цветы» вызвала большой интерес. На картине были изображены цветы в газоне: одна большая пышная красная роза символизировала Советскую Россию, другая – меньшая – Дальний Восток, и как писал автор статьи «несколько отделилась от них хризантема, тоже начинающая алеть – Япония».

«Видный художник, академик, реалист» Петр Иванович Львов представил на выставку картину «Уголок г. Хабаровска в ярко-солнечный день». Этот художник написал около 400 полотен, многие из которых выставлялись и в столичных музеях. С 1913 года он проживал в Хабаровске и преподавал рисование в учебных заведениях города.            

Наиболее ярко на выставке был представлен «даровитый художник-самоучка» Никтополион Наумов. Художник начал рисовать с восьми лет. Начиная рисовать как реалист, впоследствии он понял, «что реализм – не дело художника, передать реально и точно – это дело фотографии, художник же должен творить и создавать жизнь такою, какою он хотел бы ее видеть по своему художественному вкусу, по своему идеалу красоты».

Кроме портретов Ленина и Троцкого, выполненные им по специальному заказу, не исключая портретов его жены и ребенка, все были «переплетены красивой фантазией красок, в некоторых случаях напоминая кубизм». На выставке были представлены картины Н. Наумова: «К солнцу» и «Проводы».

Внешняя роспись вагонов краснопоезда также была почти вся выполнена Наумовым по собственным композициям, за исключением нескольких вагонов, которые были расписаны художником декоратором Безменовым по указаниям Наумова.

Художнику Наумову также принадлежала серия «Дружеских шаржей», представленных на выставке краснопоезда, «в которых живо схвачены наиболее характерные черты видных деятелей Дальнего Востока».              

В госархиве Хабаровского края хранится сборник карикатур Никтополиона Наумова, в котором можно увидеть «дружеские шаржи» на героев Гражданской войны М.С. Серышева, П.П. Постышева, А.К. Флегонтова, партизанского поэта Георгия Отрепьева и др. Свои каррикатуры он адресовал «на память буржуям да желтым интервентам, (а товарищам народоармейцам для смеху, но не на раскурку)».                       

В сборнике три раздела, первый из которых называется «Интервенция». Часть рисунков этого раздела относится к японским интервентам. Вот как карикатурист подметил характер японской дипломатии:

«Мира с вами мы желаем,
Но…загадку загадаем:
Не подпишите – стреляем,
И подпишите – стреляем».

В этом разделе помещены его рисунки: «Пресвятая интервенция, спаси нас», «Переселение стервятников» и др. Второй раздел называется «Всего понемножку», в этом разделе представлены карикатуры: «Хабаровские дельцы», «Парижские возродители» и «Гродековская «армия».
                    
В статье Гусака «Изобразительное искусство Дальневосточного края» Никтополион Наумов представлен как неутомимый борец за большевистскую правду и пролетарское дело, который воевал не только как художник-карикатурист, карандашом, но и как боец, с винтовкой в руках в Дальневосточной Народной Армии. С установлением Советской власти на Дальнем Востоке Никтопалион Наумов всего себя отдает делу общественного служения, сотрудничая с газетами «Вперед», «Тихоокеанская звезда», неутомимо и бессменно работает там до своей смерти.         

В некрологе о художнике Н. П. Наумове, опубликованном в газете «Красное знамя» 6 мая 1928 года, говорится о нем как об одном из старейших работников советской печати на дальневосточной окраине.                       

Как свидетельствуют газетные публикации, к концу 20-х годов ХХ века в городе Хабаровске было больше двадцати художников. В 1927 году они решили оформить свою организацию и превратить ее в организацию художников всего края. В газете «Тихоокеанская звезда» 8 июля 1927 года была опубликована заметка «Художники Дальнего Востока, организуйтесь!», в которой сообщалось, что 5 июля по инициативе некоторых художников г. Хабаровска, состоялось первое организационное собрание хабаровских работников художественного искусства: живописи, декоративной живописи, скульптуры и художественной промышленности».                 

Многие из них впоследствии стали инициаторами открытия художественных школ и творческих объединений в городах Дальнего Востока. Благодаря их усилиям и содействию в городах началась выставочная деятельность, стали создаваться художественные музеи и отделы при краеведческих музеях.     

О становлении художественных организаций и деятельности художников после 20-х годов свидетельствуют документы государственного архива Хабаровского края, хранящиеся в фондах органов власти, «Союза Советских художников», «Дальневосточного художественного музея», «Хабаровского крайкома КПСС», и документах личного происхождения.      

Список использованных статей:                              

Некрасов. Красота в искажении (Работы П. Любарского) // Творчество.– 1920. – № 3. – с.55.
Некролог о художнике Наумове //Красное знамя. – 1928. – 6 мая. – № 105.
Новое искусство (Художник В.Н. Пальмов) // Творчество. – 1920. – № 1. – с. 29.
Сборник карикатур Ника. 
Художественная выставка красного поезда //Дальневосточная республика.– 1921. – 22 ян-варя. –№ 14.– С. 6.
Художники Дальнего Востока, организуйтесь! // Тихоокеанская звезда. – 1927 – 8 июля. – № 632. – С.5.                  

"Пятые Гродековские чтения: Материалы межрегиональной научно-практической конференции". "Амур-дорога тысячелетий" - Хабаровск: Хабаровский краеведческий музей им. Н.И. Гродекова, 2006.

Статьи